ВРЕМЯ ПЕРВЫХ
ИЛИ ПО КОМ ЗВОНЯТ КАНДАЛЫ
Эпиграфом к фильму больше всего подходят слова Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей — крепче бы не было в мире гвоздей».
Огромное впечатление от масштаба личностей героев и от честно проделанной кинематографической работы. Конечно, можно сказать, что все достаточно просто, материал-то сам по себе благодатный. Но, сколько уже было таких попыток рассказать об истинных героях, пусть и в других отраслях, но что-то не вспоминать не хочется, ни, тем более, пересматривать.
А вот в случае с фильмом «Время первых», сразу хочется выразить большую благодарность всей съемочной группе за невероятно бережное отношение к историческим событиям и к их участникам.
Отдельное спасибо сценарной группе. Ни одного провала. Все «ружья», которые висели на стене, выстрелили в нужном месте в нужное время, практически с космической точностью. Все сюжетные ходы были закольцованы. Немного надуманным показался сюжет о детстве Леонова, но оказалось, что это вовсе не сюжетный ход, а реальная история из его жизни. Поистине - жизнь лучший сценарист!
Хотя сам Алексей Леонов, в одном из интервью и сказал, что кинематографистам все же не достало экранного времени на то, чтобы показать, что все было еще хуже и драматичнее. Поверьте, зрителю и этого хватило с лихвой.
Все космические перипетии были очень интересны, держали зал в постоянном напряжении, и давали полное понимание того, какой это нечеловеческий труд, тем более в те времена, и в тех условиях. Когда для тебя самым опасным является не неизведанное космическое пространство, а люди на Земле, и ты полностью зависишь от их страха за свою собственную жизнь, за жизнь близких, за карьеру и всевозможные блага. То есть, на экране было великое противостояние тех, кто постоянно ищет и тех, кто постоянно боится потерять.
Но, как бы ни были хороши космические съемки, и как бы не захватывали дух все происходящие там события, самым сильным эмоциональным моментом фильма стал, предшествующий всем космическим событиям, монолог Леонова – Миронова о своем детстве. Монолог буквально «размазал» зал. Какие-то секунды, и показалось, что физически слышишь, как у каждого зрителя, что-то переворачивается в голове. Это был буквально эмоциональный шок.
Отдельная благодарность Владимиру Ильину за воплощение образа Сергея Павловича Королева. Если честно, то до просмотра были некие сомнения. Все же по кинематографу мы знаем Ильина, как актера несколько иного плана. Теперь даже неудобно за такие сомнения. Органика невероятная, веришь безусловно, а высказывания Королева – Ильина можно растаскивать на цитаты.
Слова Королева о кандалах, в которых ходит весь народ, но снимать нельзя, а то «закрутит» достойны отдельного осмысления каждым из нас. Вот здесь, видимо, мы все еще с советских времен верны сами себе. Объединяемся только когда плохо, работаем и живем вопреки, успешны на зло, а творим только когда все достанет.
Королев на своем собственном жизненном опыте отлично знал, что такое эти «кандалы», но пройдя сталинские тюрьмы, лагеря, пытки и унижения, не захлебнулся собственным страхом, а остался Человеком до конца, и не позволял себе распоряжаться чужими жизнями. Сам Алексей Леонов описывал Королева так: «Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение». В фильме нет биографии-предыстории Королева, но для лучшего понимания масштаба этой личности стоит эту биографию почитать (хотя бы в кратком варианте) до просмотра.
Возможно, такая высокая оценка фильма кого-то насторожит. Неужели все так гладко? Нет, конечно. Явно не хватило личных историй героев и большего раскрытия их характеров. «Подвел» Брежнев, который явно в те времена еще был крепким мужчиной с нормальной речью, а в фильме показан в привычном для молодежи образе с «манной кашей во рту». Наверное, есть какие-то и более мелкие детальные недоработки. Но, честное слово, не хочется в этом копаться. Во-первых, потому что работа сделана отлично, во-вторых, потому что есть понимание того, что если все довести до идеала фильм был бы на 4 часа экранного времени, а то и больше.
После выхода из зала можно было услышать различные оценки картины, но одна поразила: «Господи, как за себя стыдно».
Действительно стыдно. Мы же сейчас только о том, чтобы потусить и расслабиться. А от чего устали-то?
Может монолог Леонова и высказывания Королева на будильник поставить. Слушаем, затем произносим сакральную молитву «Господи, как за себя стыдно», и вперед… Глядишь, и день задастся!
Маргарита Боярская
# времяпервых