Фильм НЕЛЮБОВЬ - это КИНО со всех больших букв, и не просто КИНО, а совершенное произведение киноискусства. И если даже в процессе просмотра определенные планы и сцены для кого-то будут сомнительны, то в конце фильма точно никто не решится выбросить из фильма хотя бы один кадр. Невозможно понять, как это удается Звягинцеву, но только он может так последовательно закольцевать в видеоряде и основной сюжет, и каждую отдельную сцену.
Трио режиссера Андрея Звягинцева, сценариста Олега Негина и оператора Михаила Кричмана вновь подарило миру зеркало. Но отражение в нем не агрессивное, не злое, не безысходное, а просто констатирующее отдельную часть общечеловеческой объективной реальности.
Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) разводятся, и если назвать этот развод мучительным, то мучителен он только в плане того, что каждый стремится поскорее перейти к своей новой жизни и новым отношениям, которые уже существуют и ждут своего часа. От невозможности все решить в одночасье их озлобленность в отношении друг друга возрастает в разы. Основные препятствия – квартирный вопрос и их 12- летний сын Алеша. Ребенок не вписывается в новый контекст, и скорее всего его ждет интернат, плавно перетекающий в армию.
Решение о судьбе сына принимается в процессе постоянного присутствия в соцсетях, работающего телевизора с новостными программами и бесконечно бубнящими говорящими головами.
Алеша слышит о планах родителей и … исчезает.
Борис в это время полон страхов, и отчаянно ломает голову над тем, как скрыть развод от начальника, который не поощряет разводов и делает это основой корпоративной культуры. А Женя, в ожидании нового социального статуса и больших возможностей от жизни с обеспеченным мужчиной (много старше ее), приводит тело в порядок.
В общем, родители поглощены собственными переживаниями, планами и перспективами, но нацелены они не на жизнь, а на выживание. А когда ты само выживание, какая тебе разница кому ломать судьбу, кого предавать - соседа, коллегу, отца, мать или собственного ребенка. Авторы фильма выбирают ребенка, и этим доводят ситуацию до апогея.
Жене и Борису гаджеты, соцсети и ТВ дают возможность ублажать свое эго, быть в теме, уходить от проблем и прятать внутреннюю пустоту. Хотя сцен прямого общения с масс медиа мало, но все же источники информации часто присутствуют на фоне, а вот сцен общения родителей с сыном, и даже с присутствием сына на фоне жизни родителей просто нет.
И дело здесь не в надоевших назиданиях о том, что мать и отец должны быть близки со своим ребенком, общаться и постоянно интересоваться его жизнью. Дело в том, что это НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО! Потому что родители пусты, выхолощены, сосредоточены только на себе и искренне не знают, что делать с этим единственным живым существом в своей жизни.
Алеша мал, бесправен, но в нем вселенная, а родители – черная дыра, стремящаяся успеть пожрать все блага этого мира.
Сцены плотской любви главных героев с их новыми половинами длительны, очень подробны, и, казалось бы, должны убеждать в том, что новая жизнь героев сложится. Но очень быстро зритель понимает, что за этим ничего не стоит. Просто физическая сторона пока не приелась и полна новизны, которая, как известно, быстро заканчивается.
Пропажа Алеши сначала вызывает у родителей только очередной всплеск агрессии, в связи с тем, что процедура развода опять усложняется. Далее, они начинают по-своему переживать, но видимо только потому, что так положено. С их стороны все настолько подло и лживо, что попытки Жени обвинить полицию в равнодушии и бессилии окончательно вязнут в честности и конкретике представителя власти.
Отдельный успех фильма – это то, как показана работа волонтеров. Просто высший пилотаж. Именно волонтеры действуют как единая семья, как большой слаженный механизм. Их усилия напоминают работу иммунных клеток, которые пытаются защитить организм разваливающейся семьи от вируса НЕЛЮБВИ. Их длительная поисковая работа дарит Жене и Борису бесценное время, за которое они могли бы договорится, подумать, хоть как-то изменится, но … этого не происходит. На фоне масштабной и очень профессиональной работы волонтеров, они, по-прежнему, тупо стремятся каждый к своей «светлой» цели.
Сцена опознания в морге, когда Женя и Борис впервые проявляют человеческие эмоции и родительские чувства, сначала шокирует, затем на мгновение дает веру в то, что они все же любили своего сына, и в туже секунду приходит осознание того, что это агония. Мы просто стали свидетелями того, как их покидали остатки ЛЮБВИ. Это была точка невозврата. Потому что, для того, чтобы вновь перейти на территорию ЛЮБВИ, нужна основа – дух, душа. А этого нет.
Алеша не вернется, потому что некуда, и Любови нет смысла заполнять собой абсолютную пустоту.
Фильм буквально кричит: «Если ты неизменен, то не может быть изменен и вектор твоего движения. Великая сила инерции привет тебя ровно туда, где ты и был. Ты поменяешь норку на норку, туловище на туловище, все будет также вплоть до тещи и тех же самых рутинных проблем. НЕЛЮБОВЬ постигнет нового малыша, которого бесцеремонно оторвут от его игрушек и засунут в манеж. А ты утешишь себя беговой дорожкой имитирующей движение вперед, но на самом деле организующей бесконечное движение по кругу».
Но, в тоже время, фильм не выносит приговор, он просто говорит:
- меняй себя, а не обстоятельства;
- не сей страх, и не питайся страхом;
- передвигайся по реальным дорогам;
- преодолевай реальные препятствия;
- занимайся реальным делом;
- общайся с реальными людьми и … ЛЮБИ!
В общем, Огромное Спасибо Андрею Звягинцеву за фильм НЕЛЮБОВЬ, и его огромную ЛЮБОВЬ к своей профессии, к актерам и зрителям.
ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЩЕ СОМНЕВАЕТСЯ В НЕОБХОДИМОСТИ ПРОСМОТРА:
1. Вопреки ожиданиям зал был практически полон.
2. Публика была разного возраста, но основная от 20 до 35 лет.
3. Никто не ушел.
4. Ни одного шепота и комментария во время просмотра.
5. Даже те немногие, что пришли с едой, быстро ее убрали.
6. Никто не встал с места, пока не кончились титры.
Возможно, мне просто повезло. Тогда пусть и вам повезет.
М.Боярская
#звягинцев #нелюбовь #кинокритика